Быть актером – это огромный труд. Мало кто знает, сколько времени они проводят на съемках, какие силы, как моральные, так и физические они в это вкладывают. Трудно представить, что раньше было еще хуже, ведь это был адский труд, который даже не оплачивался. В этой статье будет освещен вопрос крепостных театров и как люди в них играли.

Вообще, театр начал развиваться еще в древней Руси, но высшей степени развития достиг в период 18 и 19 веков.

Театр появился для того, чтобы развлекать знать, высшие члены общества также с помощью наличия театра демонстрировали свое богатство. Богачи называли это «домашним театром». Они не жалели миллионы рублей на пышные наряды и декорации. Был даже случай, когда один граф (фамилия которого Каменский), полностью растративший все свое богатство на театр, не оставил себе денег на похороны.

Кстати, слово «театр» появилось только в 18 веке – до этого он назывался «потеха» или «комедия».
Первый театр в России появился по инициативе Алексея Михайловича. Когда царь узнал, что во Флоренции есть театр, то он захотел свою собственную постановку. И вот, в 1672 году главным по организации постановки назначили Иоганна Грегори, который был немцем. Немец стал обучать русский народ искусству игры, правда до сих пор не известно откуда Иоганн научился актерскому мастерству. В итоге работа Грегори настолько понравилась Алексею, что он смотрел ее больше 10 часов без остановки. И что самое интересное, актерам не выплатили и гроша – они умирали от голода, что подтверждается коллективным письмом.

Затем остальные дворяне стали повторять за царем и уже спустя 30 лет в России было основано 53 театра (которые являлись крепостными).

Самые известные крепостные театры

Театр графов Шереметьевых

В Петербурге в 1765 был создан первый театр, который является самым известным и выдающимся. Этот театр очень любила посещать Екатерина II. Большинство опер здесь были иностранными (их переводили на русский язык). За музыку здесь отвечал композитор из Италии, который написал более 60 произведений. Переводом постановок занимался Василий Вороблевский, за декорации отвечал Кондратий Фунтусов и семейство Аргуновых. Гордостью театра являлась труппа, которая могла играть 5 спектаклей в день в разных жанрах. Самая выдающаяся и талантливая актриса была Прасковья Ковалева-Жемчугова, которая с детства развивала талант актерской игры.

Крепостной театр князя Юсупова

Рассвет данного московского театра пришелся на 1818 год. В нем проходили не только оперы, но и яркие балетные выступления. Николай Юсупов являлся государственным деятелем, а также являлся огромным поклонником искусства, поэтому собрал огромную и очень богатую коллекцию живописи. Этот театр задекорирован работами Пьетро Гонзаго.

Если говорить об актерах, то что их судьбы зависели только от воли хозяина. Но так как власть крепостных не ограничивалась, то соответственно большинство людей там находились как в тюрьме, являлись рабами. Также актеров можно было продавать и покупать. Самая дорогая цена составляла 5000 рублей, обычных же людей продавали до 150 максимум.

В одном из театров граф, сидящий в зале записывал все ошибки играющих на сцене, а после выступлений шел их наказывать физически. Некоторые посетители могли слышать вопли за кулисами. Часто было такое, что актеры выходили на сцену с побоями и заплаканные. После этого люди, которые находились на сцене стали писать жалобы, и наконец, одна из жалоб попалась самому Н.А.Радищеву. После этого кабаре стали брать под опеку.

Фото: свободные источники интернет

Специально для fenixfree.ru