К концу XII столетия служители церкви настолько успешно освоили сценические приемы разъяснения прихожанам смысла божественной литургии, что постановка пьес была разрешена и вне церковных стен.

Выйдя на улицы и площади, театр не замедлил перейти на народный язык, расставшись с непонятной простому люду латынью. Поначалу спектакли давались на церковных папертях, но со временем перекочевали на рыночные площади, хотя их сюжеты по-прежнему были сугубо религиозными, как, например, в мираклях — инсценированных преданиях о чудесах святых. Папский эдикт 1210 г. запретил лицам духовного звания появляться на сцене, и вместо них на подмостки вывали простые горожане.

История средневекового театра

В 1264 г. папа Урбан IV учредил во всей Европе праздник Тела Господня, отмечавшийся между 23 мая и 24 июня. Главным событием праздника был крестный ход, иными словами обожаемое средневековой публикой театрализованное действо. Приуроченные к нему спектакли представляли собой единый цикл инсценировок на сюжеты из истории рода человеческого от Сотворения мира до Страшного суда и отличались необычайной роскошью постановки. От латинского слова ministerium («церковная служба») эти пьесы получили название мистерий. Вся мировая история представлялась за 2-3 дня в цикле пьес числом до полусотни с богатыми декорациями и спецэффектами.

Спецэффекты

В «режиссерских» пометках к французской мистерии «Игра об Адаме» (1150) говорится даже о «клубах дыма, извергаемых из врат преисподней». К вящему удовольствию публики в постановках более позднего времени применялись порох, лебедки и другие механизмы.

По мере усложнения постановочной части требовались все большие организационные усилия, поэтому за подготовку спектаклей взялись городские цехи, объединявшие ремесленников разных профессий — от портных до ювелиров. Каждый цех отвечал за одну пьесу цикла, обычно близкую к ремеслу исполнителей. Например, корабельные плотники отвечали за историю о Ноевом ковчеге, ювелиры — за мистерию о поклонении волхвов и т. д.

Подвижная сцена

В Йорке, Честере и других английских городах каждая часть цикла исполнялась на отдельной подвижной сцене, представлявшей собой двухэтажное сооружение на колесах. В нижнем этаже за занавесом скрывался чуланчик для переодевания, который при необходимости изображал преисподнюю. Наверху располагалась главная сцена. Платформы медленно разъезжали по городу живописной процессией, по очереди останавливаясь в заранее предусмотренных местах, чтобы публика могла, не расходясь, увидеть весь цикл.

Свободные источники интернет

Специально для fenixfree.ru